Из электроизолирующих бетонов со стеклопластиковой арматурой можно изготовлять несущие электроизолирующие конструкции для линий электропередачи высоких напряжений, подстанций, опор и кронштейнов контактных сетей электрифицированных железных дорог, нетягового энергоснабжения и т.п.
При использовании несущих стеклопластбетонных электроизолирующих конструкций без дорогостоящих фарфоровых изоляторов повышается надежность линий электропередачи в процессе эксплуатации и снижается их стоимость. В 1969 г. ИСиА Госстроя БССР совместно с ГПИ Сельэнергопроектом (Москва) начал разработку и исследование электроизолирующих траверс для линий электропередачи ЛЭП10 кВ и ЛЭП35 кВ. В 1970 г. в районе Костромы сдан в эксплуатацию опытный участок ЛЭП10 кВ со стеклопластбетонными траверсами.
Траверсы в виде замкнутого треугольного контура были изготовлены t из электроизолирующего песчаного бетона, приготовленного* на речном кварцевом песке и предназначенного для производства асбестоцемента. Для стабилизации электроизолирующих свойств бетонные траверсы после набора бетоном проектной прочности сушились, а затем пропитывались горячим раствором петролатума. Предварительно напряженное армирование бетонных траверс стеклопластиковой арматурой диаметром 3 мм осуществлялись непрерывной обмоткой. Арматура на поверхности треугольного контура траверс располагалась в ранее предусмотренной канавке глубиной 4 мм и шириной 25 мм. Всего наматывалось семь витков арматуры. До обмотки в канавку и после обмотки на арматуру наносился трекингостойкий слой на основе эпоксидной смолы холодного отверждения. Провода на каждой вершине треугольного контура траверсы крепились к закладным стальным деталям. В 1972 г. в районе Ставрополя сдан в эксплуатацию опытный участок ЛЭП35 кВ с электроизолирующими стеклопластбетонными траверсами. Конструкция траверс была изменена и состояла из трех стеклопластбетонных элементов (лучей), предварительно напряженных армированием и соединенных между собой болтами на стальной пластине, которая хомутами закреплялась на вершине железобетонной опоры. Провода ЛЭП35 кВ крепились к закладным стальным деталям, забетонированным на концах стеклопластбетонных электроизолирующих элементов (лучей) . Конструкции электроизолирующих стеклопластбетонных траверс, используемых на опытных участках линий электропередачи в районах городов Костромы и Ставрополя, имели большую собственную массу — до 100 кг.
Кроме того, арматура, расположенная на поверхности элементов, могла подвергаться механическим повреждениям при. транспортировании и монтаже траверс, а также воздействиям атмосферных осадков и солнечной радиации. Несмотря на это, эксплуатация стеклопластбетонных траверс в течение продолжительного времени подтвердила надежность их работы в реальных эксплуатационных условиях.
В связи с изложенным в ИСиА Госстроя БССР были продолжены работы по совершенствованию конструкций электроизолирующих траверс, и в начале 1975 г. в Белоруссии в районе расположения азотнотукового комбината в Гродно и нескольких комбинатов калийных удобрений в Солигорске были сданы в эксплуатацию два опытных участка ЛЭП10 кВ с траверсами принципиально нового конструктивного решения. Конструкция новой траверсы сборная трехлучевая, состоит из двух прямолинейных предварительно напряженных стеклопластбетонных элементов: горизонтального, на котором расположены два провода, и вертикального, на вершине которого крепится третий провод.
Сборная траверса основанием вертикального элемента присоединена к железобетонной опоре ЛЭП с помощью стальных хомутов. Траверсы изготовлены из электроизолирующего бетона. Арматура — четыре стержня диаметром 6 мм — в каждом элементе располагается в теле бетона по углам прямоугольного поперечного сечения. Предварительное напряжение арматуры при изготовлении элементов производится на упоры. Расчет экономической эффективности составлен в ИСиА Госстроя БССР. Техникоэкономический анализ выполнен на примере металлических траверс В Л 6—ЮкВ со штыревыми фарфоровыми изоляторами и без изоляторными траверсами из электроизоляционного стеклопластика. Расчет производится по формулам сравнительной оценки экономической эффективности на стадии проведения строительномонтажных работ при применении новых материалов и конструкций.
Линии электропередачи со стеклопластбетонными траверсами без изоляторов
